маркетинговые исследования, сбор цифровых данных, оценка

Сущность инвестиционной деятельности



27.01//2012

А.С. Ястребов


Инвестиция — это долгосрочное вложение капитала в денежной, материальной или нематериальной формах в объекты предпринимательской деятельности либо в финансовые инструменты в целях получения большего дохода (прибыли), а также обеспечения возрастания капитала. Инвестиции являются главным способом развития, реализующим стратегию хозяйствующего субъекта в бизнес-деятельности.

Понятие «инвестиция» произошло от латинского «investire» — облачать. В Западной Европе в эпоху феодализма «инвеститурой» называлось назначение феодалом своего вассала в управление феодом (владением). Таким же словом именовался обряд введения в должность епископа или аббата, получавших верховную власть над населением и право получения доходов, а у протестантов — торжественный обряд введения в должность нового духовного лица.

Полномочия инвеституры давали возможность инвеститору-феодалу (или инвестору) через облеченных полномочиями вассалов не только осваивать новые территории и получать доступ к человеческим и материальным ресурсам, но и управлять этими территориями с правом суда над населением в целях защиты своих интересов и получения материальных выгод при реализации в хо-зя йствен ной деятел ьности.

Со временем понятие «инвестиция» пополнилось целым рядом новых значений и в общеупотребительном смысле в экономике стало синонимом понятия «вложение капитала в какое-либо дело или предприятие». Слово «инвестор» понимается как вкладчик, а инвестирование — как вкладывание капитала.

Соответственно, сравнивая роль феодального инвеститора с ролью вкладчика-инвестора, можно увидеть, что последний также получает возможность распространять свое влияние на инвестируемый объект.

Инвестиции представляют собой использование финансовых ресурсов в форме долгосрочных вложений капитала (капиталовложений).

Осуществление инвестиций — протяженный во времени процесс. Поэтому для наиболее эффективного применения финансовых ресурсов предприятие формирует свою инвестиционную политику. Политика в этом случае представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей предприятия. Именно с помощью инвестиционной политики предприятие реализует свои возможности в предвосхищении долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.

В качестве отдачи от инвестиций понимается разность между доходами в течение срока использования инвестиционных ресурсов и затратами денежных средств в том же периоде (издержки производства, налоги и т. д.). Эта разность в итоге является либо прибылью, либо убытками.

Другой аспект инвестирования — это своевременность, т. е. основные средства должны быть в полной готовности именно тогда, когда они нужны.

Например, известная американская компьютерная корпорация IBM в своих инвестиционных программах недооценила формирующийся рынок персональных компьютеров и посчитала, что одного завода для производства компьютеров IBM-PC более чем достаточно. За последующие 5 лет корпорация потеряла более чем 80 % мирового рынка. После резкого подъема спроса «1ВМ» решила увеличить свои производственные мощности. Потребовалось 25 месяцев, чтобы дополнительные мощности были готовы, но, как это часто бывает, к этому времени возникли проблемы с реализацией дополнительно произведенной продукции, поскольку другие фирмы уже завладели большей частью рынка. Если бы IBM подготовила должным образом прогноз спроса и спланировала свои мощности на полгода или год ранее, она не потеряла бы своих покупателей, а возможно, и увеличила свою долю на рынке.

Другие ошибки, допущенные IBM при инвестировании в программное обеспечение для персональных компьютеров, привели к тому, что они потеряли 100 % программного рынка. Этот сегмент рынка полностью захватила никому неизвестная тогда фирма Microsoft.

Итак, эффективные инвестиции подразумевают как качество вводимого оборудования, так и своевременность, но самый выигрышный «конек» — применение новых технологий и разработок, дающих неоспоримое преимущество перед конкурентами.

Фирма, которая прогнозирует свои планы в использовании основных средств заранее, может приобретать и устанавливать оборудование раньше, чем производство достигнет предельной мощности. Тем не менее большинство фирм устанавливает новые мощности только в том случае, если действующие основные средства используются на пределе возможностей, или нужна их замена в силу изношенности, или планируется внедрение новых технологических линий. Если спрос на продукцию увеличивается, все фирмы, действующие в данном сегменте рынка, примерно в одно и то же время обязательно наращивают свои производственные мощности. В результате возникают задержки с выполнением заказов на поставку оборудования, могут снизиться качественные характеристики этого оборудования и увеличиться затраты по его приобретению.

Фирма, которая заранее прогнозирует свои производственные потребности, может избежать этих проблем. В то же время, если фирма прогнозирует увеличение спроса и расширяется в соответствии с ожидаемым спросом, но прогноз оказывается ошибочным, она будет обременена избытком мощностей и слишком высокими затратами. Это может привести к убыткам или даже банкротству. Отсюда все топ-менеджеры должны понимать, что в их работе самое главное — правильно планировать деятельность фирмы и не упустить момент «в нужное время и в нужном месте».